«Парадигма Акамацу» (1960-е гг.), согласно которой азиатские страны догонят Запад по мере того, как производство потребительских и инвестиционных товаров будет постоянно перемещаться из более развитых стран в менее развитые и повторяющие их стадии развития – «гусиный клин». Во-первых, актуальной задачей было и остаётся предотвращение дисбаланса между приоритетами финансового сектора и реальными экономическими потребностями страны. При сравнении опыта этих двух стран стали очевидны выгоды синергии государственного планирования и рыночной самоорганизации, развития институтов мобилизации интересов общества при помощи механизмов и инструментов азиатской версии государственного дирижизма при отказе от экономического дерегулирования. В-третьих, кризис 1997–1998 гг., в том числе на примере Малайзии и Индонезии, предельно ясно поставил вопрос о вызревании противоречий нынешней модели глобализации с быстрым перетоком спекулятивного капитала и неразвитостью институтов его регулирования. Носителем такой модели стал Китай, который на основе своих социокультурных особенностей реализует эволюционный переход от административно-централизованной экономики к рыночному хозяйству, а в сфере внешнеэкономической политики сочетает элементы импортозамещения и экспортной ориентации.
В этом году исполняется 25 лет Азиатскому финансовому кризису 1998 года. Нежелание инвесторов иметь деловые контакты с коммунистическим Китаем привело к коллапсу кредитования Азии через Гонконг, что добавило проблем остальным странам. В конце 1990-х США вышли из рецессии, что привело к росту процентных ставок по доллару и повышению интереса к вложениям в американскую валюту со стороны международных инвесторов, ранее работавших на рынках Юго-Восточной Азии. Лидеры Азиатского региона – Китай, Япония, Южная Корея оперативно создали национальные валютные резервы, предвосхищая возможные атаки на свои валюты в будущем. Тесная взаимосвязь азиатских финансовых рынков способствовала возникновению волнового кризисного эффекта, возникшего под влиянием негативных внешних воздействий, что способствовало обширному охвату региона рецессией в экономической системе.
Какие страны пострадали от Азиатского финансового кризиса?
В целом, корпоративный сектор страны стал более прозрачным и подотчетным, а его финансовая устойчивость значительно укрепилась. Первой стране для структурных реформ и стабилизации макроэкономических показателей было выделено $43 млрд, а второй $58 млрд. Самые тяжелые последствия кризиса азиатские государства смогли преодолеть только к концу 1999 — началу 2000 года. Например, в Таиланде ответом на сокращение бюджетных трат стало распространение народных организаций, которые занимались развозом воды, решением кредитных задолженностей, помощью женщинам и молодежи и даже выращиванием овощей. Помимо этого, кризис показал, что прежние модели социального устройства, существовавшие в некоторых азиатских странах, оказались дисфункциональными в условиях турбулентности.
А привязка к американскому доллару была восстановлена 2 сентября 1998 г., когда стоимость малайзийской валюты составляла 3,8 ринггита за доллар. Малайзийским резидентам запрещалось брать иностранные кредиты за исключением случаев, когда доходы по ним были также в иностранной валюте. Для иностранных физических и юридических лиц введён мораторий на репатриацию доходов от продажи акций на один год с даты покупки.
Азиатский финансовый кризис: причины, последствия и уроки
При этом, если в 1997 году номинальный ВВП стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) в американских долларах упал на 9,2 млрд, то в 1998 году он просел почти на треть, то есть на 218 млрд. На момент 1998 года падение ВВП среди стран Азии варьировалось от астрономических 14% в Индонезии до 0,5% на Филиппинах. Особый акцент в ходе выполнения данной исследовательской работы был сделан на возможностях и потенциале наращивания казахстанского экспорта в страны ЮВА с использованием апробированного Индекса сравнительного преимущества. На основе полученных результатов среди азиатских государств выделяются ключевые партнёры Казахстана в области экономического сотрудничества и осуществляется их ранжирование по степени участия в казахстанской экономике. Автор анализирует базовые параметры инвестиций стран Азии в экономику республики, а также казахстанских вложений на данном направлении.
Последствия финансового кризиса в Азии
Предприятие Samsung Motors’вследствие кризиса было распущено за $5 миллиардов, и в конечном счете Daewoo Motors было продано американской компании General Motors (GM). В настоящее время в отношении доллара США, курс тайского бата установился в районе 36 бат за доллар. Крупнейшая тайская финансовая компания — «Finance One», погребена под горой недействующих кредитов, выданных клиентам стран пораженных экономическим кризисом. На этом фоне, тайский бат девальвирует с огромной скоростью и теряет больше половины своей стоимости. Эта гипотеза пользуется особой поддержкой среди экономистов, в противовес утверждению, что один инвестор может иметь достаточно влияния на рынке для успешной манипуляции котировками валют другой страны.
Мировой финансовый кризис из-за пандемии COVID-19 (2020-
Его преемнику Хабиби пришлось запустить механизм реформ и начать процесс восстановления экономики и политической управляемости в стране. Суммируя политическое измерение выхода из кризиса в Малайзии и Индонезии, правомерно говорить азиатский финансовый кризис о двух примерах испытания легитимности режимов, основанных на высоких показателях экономического развития. Однако в результате девальвации юаня и йены и последовавшего повышения конкурентоспособности китайских и японских товаров, а также замедления роста уровня потребления в США и странах Европы, азиатские государства столкнулись с падением экспорта и ростом дефицита счетов текущих операций. Результаты выхода стран из кризиса различались кардинально.
Азиатский финансовый кризис стал масштабным вызовом для Samsung, чьи убытки только в 1998 году составили 500 млрд корейских вон (приблизительно 360 млн долл.). К концу года финансовый кризис уже ощущался в экономике всего региона. В 2020 году мировая экономика сократилась на 4,3%, что почти в трое больше чем во время финансового кризиса 2008 года. А затем кризис распространился практически на все европейские государства, включая Францию и Германию. Рассмотрение особенностей политики Малайзии и Индонезии в отношении азиатского финансового и экономического кризиса позволяет сделать ряд обобщающих выводов. Отсюда – объективная потребность стран Юго-Восточной Азии в организации собственного геоэкономического пространства посредством сначала механизма АСЕАН по финансовому надзору, а потом – запуска Чиангмайской инициативы.
- Валовый доход на душу населения также превысил значение докризисных показателей.
- Однако из-за экономических проблем внутри Европы для казахстанских туристов привычный и недорогой отдых в Греции или Испании стал менее привлекательным из-за роста стоимости туров.
- А затем кризис распространился практически на все европейские государства, включая Францию и Германию.
- С падением тайского бата падали и другие азиатские валюты, некоторые из них катастрофически.
Центральную Азию можно назвать «страной победившего авторитаризма». Глобальный экономический кризис, начинавшийся как кризис банковской системы и финансовых рынков, как известно, сильнее всего проявился именно в этих сферах. Анали-зируются инициированные странами Запада процессы, приведшиек противоположным относительно тех, на которые рассчитывалиорганизаторы, результатам – к существенному укреплению позицийКНР в Юго-Восточной Азии. Сигналы оздоровления основных экономик Юго-Восточной Азии стали поступать в начале 1999 года. Для всех названных экономик в течение 1997—1998 гг. Таиландский бат подвергся массированным атакам международных спекулянтов.
Азиатский финансовый кризис 1997 года (часть #
Любые внешние негативные воздействия на отдельные участки создают волновой эффект отражающийся по всей финансовой системе и экономике в целом. Американская экономика, восстанавливалась от рецессии начала 1990-х и Федеральный резервный банк при Алане Гринспене для препятствования инфляции начал поднимать процентные ставки. В середине 1990-х Таиланд, Индонезия и Южная Корея имели большой частный дефицит текущего счета, а обслуживание фиксированного обменного курса способствовало внешним заимствованиям, это и стало причиной подверженности валютным рискам в финансовых и в корпоративных секторах. Подпитываемая горячими деньгами (англ. hot money) экономика Таиланда превращалась в экономический пузырь требующий всё больше и больше вложений, в результате чего размер пузыря рос. В результате, экономика региона получила большой приток денег и испытала резкий разбег цен на активы. Правительствами стран Юго-Восточной Азии поддерживались высокие процентные ставки для привлечения иностранных инвесторов, ищущих высокой доходности.
- Внешние долги Республики Корея к концу 1997 году составляли 154,4 млрд долл., что превышало совокупный внешний долг всей группы стран Юго-Восточной Азии в рассматриваемый период.
- Правительствами стран Юго-Восточной Азии поддерживались высокие процентные ставки для привлечения иностранных инвесторов, ищущих высокой доходности.
- С распространением кризиса, большинство стран Юго-Восточной Азии и Япония испытывали сильное падение национальных валют, девальвацию фондовых рынков и резкое повышение частного долга, сопровождаемое падением стоимости активов.
«С 1980-х годов в азиатских странах начался настоящий бум экспортоориентированной модели развития. Среднегодовой темп прироста ВВП в Южной Корее составлял 7,2%, в Малайзии и Сингапуре — 8,7%, Таиланде — 8,4%, Индонезии — 7,6%. Кроме того, стало ясно, что универсального для всех стран рецепта успешной модернизации и процветания не существует. РБК Тренды разбираются в специфике различных кризисов прошлого и анализируют реакции людей, которые с ними столкнулись, чтобы понять, как их модели поведения могут помочь пережить нынешний. В результате определены основные категории товаров, которые имеют определенную конкурентоспособность на рынке стран ЮВА с учетом импорта в регион из третьих стран. Кроме того, необходимо проводить более активную работу по выводу отечественных предприятий на рынок стран Юго-Восточной Азии.
Экономический контекст Азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг. и его геополитические последствия
Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад обвинил Джорджа Сороса в гибели экономики Малайзии и «массовым валютных спекуляциям». Инвесторы часто не знали реальных рисков соответствующих экономик, и как только кризис охватил регион, в сочетании с неопределенностью политического будущего Гонконга, некоторых инвесторы вывели все свои активы из Азии полностью, что ухудшило и без того тяжёлое финансовое положение. Таким образом, изучение кризиса привлекает больше поведенческих экономистов, интересующихся рыночной психологией. Однако, Фредерик Мишкин указывает, что на финансовых рынках появилась асимметричная информация, которая побудила инвесторов поддаться «стадному чувству», что увеличиваются риски в реальном секторе экономики.
В данной статье рассмотрены основные актуальные процессы торгово-экономического сотрудничества Казахстана с регионом Юго-Восточной Азии в текущих геополитических условиях формирования новейшей модели торгово-экономического взаимодействия в мире. В статье рассматривается экономическое сотрудничество Казахстана со странами Азии. СНГ было создано как организация межгосударственного типа, в которой решения принимаются по принципу консенсуса стран-членов.
Азиатский финансовый кризис — экономический кризис в странах Южной и Восточной Азии, который разразился в июле 1997 г. Слишком часто эти пузыри в конечном итоге оборачиваются плачевно как для отдельных стран, так и мировой экономики в целом. Это должно было вернуть доверие к экономике каждой страны и защитить валюту. Крах тайской валюты (бат или THB) вызвал эффект домино в регионе, в результате чего валюты других азиатских стран подверглись давлению, а затем быстро обесценились. Однако бурный рост неожиданно закончился в конце 1997 года, когда поочередно в одной за другой стране обрушились местные фондовые рынки и валюты. Правительству страны совместно с МВФ удавалось сдерживать атаку в течение июля и августа 1997 года, но в сентябре пришлось отпустить рупию в свободное плавание, после чего началось ее быстрое падение.
Внешние долги Республики Корея к концу 1997 году составляли 154,4 млрд долл., что превышало совокупный внешний долг всей группы стран Юго-Восточной Азии в рассматриваемый период. Южнокорейский кризис нельзя назвать внезапным – его отдаленные симптомы стали проявляться в экономике уже в середине 90-х годов. Последним и крайне болезненным эхом кризиса стал аргентинский дефолт 2001 года. Следствием азиатского финансового кризиса стал и российский экономический кризис 1998 года.
Многие экономисты считают, что азиатский кризис был создан не рыночной психологией или технологией, а политической. Только Сингапур и Тайвань оказались относительно изолированы от экономического шока, однако, и они понесли серьезные потери, более или менее удар смягчился благодаря размеру стран и их географическому расположению. Транами, наиболее пострадавшими от кризиса, являются Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Лаос, Малайзия и Филиппины. В этот период Таиланд накопил бремя внешней задолженности, которое сделало страну банкротом еще задолго до падения собственной валюты.
Кроме того, иностранные инвесторы пытались забрать свои деньги и рынок обмена валют был дополнительно наводнен валютой стран кризиса, что дополнительно оказывало обесценивающие давление на курсы этих валют. Некоторые экономисты выдвигают причину замедления роста экспорта стран АSЕАН— рост экспорта Китая, хотя некоторым экономистам эта причина не нравится, они утверждают, что главной причиной кризиса стали чрезмерные спекуляции на рынке недвижимости. После азиатского финансового кризиса 1997 года, правительства стран региона тщательно работают над финансовой стабильностью и надзором за движением капитала. Азиатский финансовый кризис охватил бо́льшую часть Восточной Азии в июле 1997 году и вызвал опасения крупномаштабного экономического кризиса во всем мире. В течение многих лет в активы быстро развивающихся экономик азиатских стран шел значительный приток капитала, который питал рост спекулятивных «пузырей». Глобализация финансового рынка с 2002 года, легкое получение кредитов и низкие темпы экономического роста некоторых стран ЕС привели к Европейскому долговому кризису.
Международный валютный фонд, который обвинялся национальными правительствами в провоцировании кризиса путём бездумного поощрения роста экономик «азиатских тигров», выделил на преодоление его последствий 40 млрд долларов. Отток капитала и падение цен на сырьевые товары способствовало возникновению российского экономического кризиса в августе 1998 года. В подтверждение тезиса о глобализации мировой экономики, кризисные последствия быстро распространились по Земному шару. Оправляться от последствий кризиса тайская экономика стала только в начале XXI века и еще в 2004 году за доллар США давали 40 батов.